Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос самостоятельным, ответственным человеком, с четким осознанием, что хорошо, а что плохо. Но проблема состоит в том, что ребенок изначально в этом совсем не заинтересован, так как рядом всегда есть родители, которые могут сделать то, что нужно, и тогда просто незачем все это делать самому.
Детям не дано природного понятия того, для чего и зачем им брать ответственность на себя за свою жизнь и свои поступки. И неосознанные, неопытные родители, которые не понимают всей важности своей родительской роли из-за любви и гиперопеки к своему ребенку нередко и впрямь берут всю ответственность за него и взваливают на себя все обязанности, которые должен выполнять сам ребенок. И если родители постоянно решают за него его проблемы, то лишают ребенка возможности самому нести за себя ответственность и возможности самому справляться с жизненными трудностями.
Так становится понятным, что эта пресловутая ответственность не берется из воздуха, и ее нужно прививать, и начинать стоит с первых же лет жизни ребенка. Но стоит и учитывать возрастные особенности развития детей, так как есть возможность переборщить как в ту, так и в другую сторону, когда, например, к годовалому ребенку предъявляется слишком большие требования и ответственность, что также пагубно влияет на развитие личности и характера ребенка.
Главная задача в привитии ответственности ребенку – это постройка четких и ясных границ как во взаимоотношениях родителей с ребенком, так и в осознавании ребенком себя. Границы – это понимание уровня дозволенности ребенком своего поведения, принятие ответственности, осознование что можно, а что нельзя. И если родители не дают четкого понимания правильности или неправильности действий: например, сегодня можно баловаться и кидаться игрушками, а завтра нельзя, то есть непоследовательны в своих решениях, то ребенок начинает постоянно проверять терпение и границы своих родителей. И как только он не встречает четкого «нет» или «нельзя», а ему говорят «может быть», «не знаю» и так далее, то ребенок начинает делать то, что хочет, и выходит из-под родительского контроля, не отдавая себе отчета в своих поступках, так как он не натыкается на стену, на границу дозволенного. Или так как ребенок еще не осознает собственное «я», то он начинает вторгаться на чужие границы, например, начинает драться, и если не получает отпора, то начинает драться (проверяя, где же кончается он сам) еще сильнее и чаще. Например, когда ребенок из недовольства к папе начинает его бить, то получает в ответ по мягкому месту и понимает, что так делать больше нельзя. А когда бьет маму, то она говорит мирным голосом, что так делать нельзя и порой для ребенка этого мало, поэтому он продолжает проверять, где же заканчивается мамино терпение.
Поэтому получать отпор, видеть четкие границы для ребенка очень важно, чтобы осознать себя, чтобы развить самостоятельность, самодисциплину, умение владеть собой, принять ответственность за принятие решений.
Приучаясь к границам, своеобразным правилам жизни, ребенок впитывает их и сможет применить их в своей будущей, взрослой жизни. Обучая своего ребенка ответственности, вы обучаете его владеть своими границами и наоборот, этот процесс очень взаимосвязан. Научить ребенка искусству владения своими границами можно с помощью обучения, показывая ребенку что можно, а что нельзя, помогать ему усваивать новый опыт, учить его делать правильные выводы, и, конечно, подавать собственный пример принятия ответственности и простройки собственных границ.
Анастасия Цыганкова